02.08.2015

Закупки для железной дороги отдали чиновнику Госуправделами

Сегодня в Киевском Окружном административном суде состоится слушание по конфликту вокруг поставок топлива для железных дорог, где ГП «Укрзализнычпостач» придется доказывать свою правоту в выборе поставщика. До тех пор госпредприятию запрещено закупать дизель у победителя июньского топливного тендера «ОККО-Бизнес Контракт». В пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что запрет может привести к остановке движения по железной дороге через 13 дней. В июне подобная проблема обеспечения локомотивов дизтопливом уже возникала. Тогда из-за временных недостатков в работе «Укрзализнычпостач» на всех шести железных дорогах страны образовался дефицит топлива.

В том, что история с допуском «ОККО» к поставкам топлива на железную дорогу закончится фиаско, почти не вызывало сомнений. Дело в том, что до недавнего времени все поставки ГСМ для «Укрзализныци» оказались в руках у компании «ВОГ Аэро Джет».
«Практически все тендеры Укрзализныци по поставкам топлива выигрывала компания WOG, принадлежащая бизнесмену Игорю Еремееву», – прокомментировал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Именно у Еремеева последние два года (перед назначением в министерство) работал нынешний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Так что, монопольное положение «придворной компании» было вполне логичным. Однако неожиданная победа «ОККО», предложившей наиболее низку цену среди всех участников, вызвало у игроков рынка недоумение. Неужели, как любит повторять министр Пивоварский, закупки для железной дороги в самом деле начали производиться прозрачно и честно? Впрочем, развязка не заставила себя долго ждать – контракт с победителем тендера заблокирован в суде одним из участников. По мнению экспертов, малоизвестную на топливном рынке «фирмочку» специально пригласили для участия в миллиардном тендере, чтобы затем признать его недействительным.
«Надо менять законодательство, чтобы на такие тендеры не могли попадать «лавочки» с двумя компьютерами и двумя стульями», – заявил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Интересная деталь – ходатайство со стороны «подставного» участника поддержала компания… «ВОГ Аэро Джет». Так что, все идет к тому, что монополия «придворного» поставщика топлива сохранится и в дальнейшем. Мининфраструктуры останется лишь развести руками и посетовать на несовершенство законодательтсва.
Однако, провал с закупками топлива лишь одна из многих лоббиских историй в работе ГП «Укразизнычпостач». Скандалы вокруг конкурсов возникают с завидной регулярностью и все чаще становятся предметом расследований журналистов. В обозревателе госзакупок «Наші гроші» без труда можно найти массу примеров, когда тендеры «Укрзализнычпостач» выигрывали «нужные» компании, предлагающие свои товары по ценам, которые значительно выше, чем предлагались конкурентами.
Так, 30 июня компания «Инкомм» выиграла тендер на поставку болтов и шайб для УЗП. За свой товар предприятие с уставным фондом 16,5 тыс. грн получит от госпредприятия 72,5 млн грн! При этом конкурента – ЧП «Аконит-ДС» – с заявкой стоимостью 47 млн грн к тендеру не допустили, разыграв лоты с ООО «Алеварус», имеющего тех же конечных собственников, что и «Инкомм».

В другом случае госпредприятие разыграло тендер на комплекты пружинных рельсовых креплений между тремя компаниями, связанными с народными депутатами от Блока Петра Порошенко братьями Дубневичами – «Экспозиция», «Львивбуд» и «Интелект-М». Соперничать с ними пытались ООО «АТ Механика» и ее дилер «Транскомплдекст-С», предложения которых были дешевле на 3 и 5 млн грн. Однако «Укрзализнычпостач» возможно сэкономить не соблазнила. Чиновники сослалисть на несоответствие техусловий и ГОСТов. Однако, согласно приказу Мининфраструктуры №50 такое согласование и не требовалось.
По аналогичной схеме неоднократно получала подряд компания Виктора Пинчука «Интерпайп Украина». Год за годом она выигрывает конкурсы на поставку колес для подвижного состава «Укрзализныци», сталкиваясь на тендере с единственным конкурентом – компанией «Петроэнерджи 1», которую связывают с окружением олигарха. Таким образом в мае 2015 года она получила подряд на 98,65 млн грн. В июне эти же компании снова сошлись на конкурсе на поставку бандажей. Однако в налаженную пару попыталась затесаться польская «Imex trans energo Sp z o.o.», которую быстро отклонили за неполный пакет документов. Полякибыло пытались оспорить решение УЗП в Антимонопольном комитете, но, видимо, осознав бесперспективность этой затеи в украинском правовом поле, отозвали свою жалобу.
С приходом в руководство «Укрзализныци» Александра Завгороднего география «нужных» компаний расширилась самым неожиданным образом. Так на днях ГП «Укрзализнычпостач» по результатам тендеров заключило ряд соглашений на поставку запчастей к электровозам и путевым машинам с дочерним предприятием ООО «Луганский электромашиностроительный завод». Общая стоимость сделок составила 49,37 млн грн. При этом известно, что ЛЭМЗ перенес свои производственные мощности в Каменец-Шахтинский Ростовской области, о чем в октябре 2014 года заявил заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков. Да и сам луганский бизнесмен Вячеслава Краюшкин, оформивший «дочку» ЛЭМЗ на свою дочь Юлию Кравченко, неоднократно говорил, что его завод заработает в России.

Самое интересное, что предложение уже по фактически российского ЛЭМЗ не было самым дешевым на тендере. Например, на торгах по запчастям к электровозам серии ВЛ и ЧМЭ венгерская фирма «Индастриал трейд промоушн» предлагала оборудования на 20-40% дешевле победителя. Однако заявку венгров отклонили из-за отсутствия справки о… несудимости представителя фирмы.

В ближайшие дни на «Укрзализнычпостач» зреет еще один скандал. 16 июля на тендерном комитете госпредприятия были раскрыты предложения участников конкурса на поставки электрических кабелей и проводов для «Укрзализныци» (общая сумма лотов 27,7 млн грн.) О своем желании сотрудничать с УЗП заявили сразу шесть компаний, среди которых оказались не только производители кабельной и электрической продукции и их дилеры. На конкурс заявились две фирмы, которые парой «ходят» на все тендеры Мининфраструктуры. Они готовы поставить госпредприятиям отрасли все что угодно – от металлопроката и рельсовых креплений до скотча и почтового шпагата. Предложение «сладкой парочки» значительно дороже, чем у производителей кабельной продукции (ООО «Эней» и ООО «Техэлектропром»). Однако, как это часто случается на тендерах «Укрзализнычпостач», низкая цена еще не повод рассчитывать на победу. По данным источников, уже принято решение о передаче значительной части лотов одной из компаний-прокладок.
Как отмечает директор завода «Укрзализбуд» Дмитрий Руденко, определение победителей тендеров происходит не на уровне тендерного комитета. И даже не на уровне министерства. В Киеве на улице Анри Барбюса работает «теневой офис» госпредприятия, ниточки от которого тянутся на улицу Банковую.
И.о. директора «Укрзализнычпостач» Евгений Хорощак как-то проговорился журналистам, что получил свою должность благодаря рекомендации советника главы Администрации президента Михаила Бейлина, которого называют куратором Мининфраструктуры от АП.

По словам Хорощака, общение с Бейлиным происходит далеко не в ежедневном режиме. И в этом смысле руководитель госпредприятия ничуть не покривил душой, так как всей оперативной работой по согласованию победителей на тендерах занимается другой человек – высокопоставленный чиновник из Государственного управления делами. Указания от офиса на Барбюса поступают замдиректора госпредприятия Алексею Онисимюку. Его функции – непосредственная реализация «поставленных задач».

Махинации на тендерных закупках для железной дороги не только наносят экономический ущерб предприятию, но и грозят обернуться серьезным снижение уровня безопасности перевозок. По словам экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, состояние локомотивного парка доведено до критического состояния. Однако от нового руководства «Укрзализныци»(а новым и.о. генерального назначен Александр Завгородний) поступила команда замалчивать реальное положение вещей от общественности. Впрочем, скрывать коррупцию в сфере закупок на железной дороге становится все сложнее. Да, и фамилии хозяев «теневого офиса» наверняка не долго будут оставаться секретом для СМИ.